Пишите нам
pravo@expert-centre.ruПишите нам
pravo@expert-centre.ruОбжалование решений налоговых органов
Средняя цена выездной налоговой проверки в России для бизнеса за 2018 год – 25 млн. рублей, в Москве – 53 млн. руб. При таких суммах доначислений практически каждая организация, получившая решение налоговой инспекции, стремится его обжаловать.
Рассмотрим более подробно порядок обжалования решений налоговых органов.
В Налоговом кодексе РФ закреплен обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров. Прежде чем идти в суд, налогоплательщик должен подать жалобу на решение инспекции в вышестоящее Управление Федеральной налоговой службы.
Жалоба может быть апелляционной или обычной. Апелляционная жалоба – это жалоба на решение налоговой инспекции, не вступившее в силу. Апелляционная жалоба подается не позднее 1 месяца с момента получения решения по выездной налоговой проверке.
Обычная жалоба подается на решение инспекции, которое вступило в силу. Такая жалоба может быть не позднее 1 года со дня вынесения обжалуемого решения.
Мы в своей практике выработали обязательные требования к жалобам. Одно из них - указывать в жалобах все основные аргументы своей защиты, поскольку в дальнейшем, рассматривая жалобу в суде, судьи могут не принять те аргументы и доказательства компании, которые не были указаны раньше в жалобе и не озвучивались в налоговой.
Если компанией не будут соблюдены требования к форме и порядку подачи жалобы, Управление ФНС может оставить ее без рассмотрения. Например, если жалобу подписывает представитель, к ней обязательно должна быть приложена доверенность.
Жалоба подается в ту налоговую инспекцию, которая вынесла решение по проверке. В течение трех рабочих дней с момента получения жалобы инспекция обязана направить ее в Управление ФНС вместе со всеми материалами налоговой проверки.
Как правило, обжалование решения налоговой проверки происходит заочно, то есть жалоба рассматривается без участия налогоплательщика. Исключением в обжаловании итогов налоговой проверки являются случаи, когда Управление ФНС выявило нарушение процедуры налоговой проверки со стороны инспекции, или Управлением ФНС обнаружены расхождения между сведениями инспекции и сведениями, представленными самой компанией.
Управление рассматривает жалобу в течение 1 месяца с момента её принятия. Этот срок может быть продлен еще на 1 месяц.
При принятии решения Управление ФНС учитывает сложившуюся судебную практику по спорному вопросу, а также разъяснения Минфина и ФНС России. Управление старается не спорить по заведомо проигрышным для себя дела.
Если раньше для налоговых инспекторов достаточным доказательством получения необоснованной налоговой выгоды могла служить лишь одна подпись в счете-фактуре, выполненная неустановленным лицом, или отсутствие контрагента по юридическому адресу, в настоящее время ситуация изменилась, ФНС поручила налоговикам при проведении налоговых проверок исключить формальный подход в выявлении нарушений.
В решениях часто стали использоваться протоколы допросы свидетелей. Допрашивают директоров контрагентов, допрашивают работников самой компании (это могут быть работники склада, бухгалтерии и т.д.). Налоговые инспекторы стали прикладывать к решениям протоколы осмотров, ответы банков с выписками по счетам в разрезе контрагентов, аналитическую информацию и т.д.
Поэтому вопрос обжалования решений налоговых органов стал еще более технически сложным, и требует привлечения различных специалистов. Бывает, для подготовки жалобы мы плотно работаем с бухгалтерами, директором, просим консультации с ИТ-специалистами, с менеджерами, HR-службами и т.д.
Например, одно из утверждений налоговых инспекторов касалось того, что IP-адрес двух контрагентов по договору совпадал. Поэтому расходы по этим сделкам не признаются для налога на прибыль. Пришлось с помощью ИТ-специалиста писать пояснения, что работа руководителей этих компаний происходила в коворкинг-центре с единым доступом WI-FI. Поэтому IP-адрес совпадает.
По итогам рассмотрения жалобы Управление ФНС может оставить ее без удовлетворения, отменить или изменить решение налоговой инспекции полностью или в части. Случаи, когда Управление ФНС отменяет решение или изменяет его в пользу налогоплательщика – достаточно редкие. В нашей практике были случаи как частичной, так и полной отмены Управлением решения по налоговой проверке.
В силу сложившейся судебной практики, Управление ФНС не может принять решение, по которому налогоплательщик должен уплатить больше налогов, чем это было указано в первоначальном решении. Это правило не касается арифметических ошибок.
Если не удалось в полной мере защитить свою позицию в Управлении ФНС, следующий этап – обращение в арбитражный суд. Заявление может быть подано не позднее 3 месяцев с момента вынесения решения Управления ФНС.
По вопросам обжалования решения налогового органа в результате налоговой проверки обращайтесь к налоговому юристу по тел.: 8 (495) 911-18-32
Вначале сотрудничества мы готовы заключить договор на тестовый период 2 месяца с ограниченным количеством услуг по специальной цене.
Здесь отображаются последние публикации компании
109147, г. Москва, ул.Марксистская, д.1, корп.1, офис 45
Пн-Пт с 9:30 до 18:00
Электронная почта
pravo@expert-centre.ru